Главная

Лечение дизартрии в домашних условиях

Слух и зрение даны человеку природой с самого рождения, но некоторые навыки и умения требуют развития и практики. В процессе познавания речи ошибки естественны, но если малыш со временем так и не научился говорить правильноесть повод забить тревогу.
Дизартриязаболевание неврологического характера, обусловленная нарушением функций речевого аппарата.

Лечение дизартрии в домашних условиях

Лечение дизартрии в домашних условиях

Симптоматика дизартрии

Болезнь имеет сложную классификацию. Врачи выделяют три этапа развития заболевания, но симптомы для них едины:

  • неспособность ребенка четко и правильно проговаривать слова;
  • проглатывание и каверканье слогов;
  • затруднение речи в целом;
  • закрепощение лицевых мышц;
  • нарушенная мимика;
  • изменение тональности голоса в процессе воспроизведения речи;
  • затрудненная моторика пальцев и кистей;
  • неспособность пользоваться элементарными предметамиложкой, ручкой и т.д.;
  • ребенок испытывает сложности в обычных манипуляциях (завязывание шнурков, застегивание одежных молний и пуговиц).

    Симптоматика дизартрии

    Симптоматика дизартрии

Причины развития

Дизартрияболезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода:

  • гипоксия плода;
  • сложная беременность;
  • трудные и затяжные роды, а также послеродовые осложнения, или слишком стремительные;
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
  • врожденные патологии ЦНС;
  • поражения головного мозга при подах или в процессе развития плода.

    Дизартрия – болезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода

    Дизартрия – болезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода

Однако дисфункция речевого аппарата могут быть связана и с инфекционными заболеваниями, перенесенными ребенком, а также с психологическими травмами.

Лечение в домашних условиях

Дизартрия излечивается целым комплексом мероприятий, направленных на восполнение в организме витаминов, минеральных веществ, а также на укрепление лицевых мышц и развитие речи.

Массаж

Процедура масса призвана вернуть тонус и уменьшить атрофия мышц, отвечающих за речевые функции. Продолжительность массажа должна составлять не менее 15-20 минут ежевечерне.

Основные приемы массажа лица:

  • пощипывание;
  • поглаживание;
  • прикусывание зубами с внутренней стороны;
  • массаж неба большим пальцем;
  • массирование губ пальцами.

    Основные приемы массажа лица

    Основные приемы массажа лица

Все движения осуществляются на губах, щеках, подбородке и нижней челюсти в разных направлениях: по и против часовой стрелки, вверх-вниз, вправо-влево.

Массаж можно проводить перед зеркалом, поставив ребенка к нему лицом и встав у него за спиной. Важно проговаривать все свои действия (можно свести массаж к легкой игре). А после попросить малыша повторить все самому. Полезным будет приучить ребенка самостоятельно делать легкие массирования лицевых мышц каждое утро во время умывания.

Специальная гимнастика лицевых мышц

Для одного из упражнений понадобится зеркало. Как и во время массажа нужно встать за спиной у малыша, лицом к зеркалу, и, медленно проговаривая простые слова, попросить ребенка смотреть на положением ваших губ в зеркале. Затем малыш сам должен произнести это слово, смотря уже на свое отражение. Во время упражнения можно заучивать не слишком трудные детские стихи, это будет развивать память ребенка. Уже выученные стихи следует периодически повторятьэто поможет ребенку закрепить уясненные навыки. Упражнение может даваться с трудом, так как звука довольно дольно поддаются заучиванию.

На счет «раз» ребенок открывает рот и удерживает его в таком положении до счета «пять». С «шести» до «десяти» рот должен быть закрыт. Снова начинается отсчет, и малышу нужно пять секунд держать рот полуоткрытым, а на следующие пять секундопять закрыть. Так повторить десять раз.

С силой надувать и сдувать щеки около 30 секунд. Чтобы ребенку было интересней можно надувать разноцветный воздушный шарик.
Втянуть щеки вовнутрь. Задержать положение на 10-15 секунд.

Попросить малыша широко «зевнуть», максимально открывая рот. Сделать паузу и еще раз повторить.
Поочередно открывать и закрывать рот, цокая языком и прищелкивая зубами.

Упражнения для губ

  1. Вытянув губы вперед трубочкой, ребенок в течение 20-25 секунд должен произносить букву «у» или слог «ту», имитируя звуки паровоза, или выдувать мыльные пузыри.
  2. Попросить ребенка показать оскал злой собаки и порычать.
  3. Не показывая зубы, растянуть губы наподобие улыбки, и задержать мышцы лица в фиксированном положении на 15-20 секунд.
    Изобразить воздушный поцелуй.
  4. Чередовать в течение минуты третье и четвертое упражнение.
  5. Поиграть с ребенком в игру. Вы называет животное, а малыш должен показать характерный для него звук. Например, кошка – «мяу», корова — «муу». Если какие-то звуки ребенку неизвестны, то следует их подсказать. Помимо животных можно имитировать звуки машин, или профессий (кучер — «тпру»).

Гимнастика языка

Следующие упражнения выполняются по 20-30 секунд.

  1. Открыть рот и как можно дальше высунуть язык.
  2. Попытаться дотянуться языком до кончика носа (без помощи рук).
  3. Не размыкая губ, попеременно толкать языком изнутри то одну, то другую щеку. Щеки не раздувать!
  4. Не открывая рта обвести языком зубы с обеих сторон, внутреннюю сторону щек и верхнее небо.
  5. Попросить ребенка громко поцокать языком. При выполнении упражнения пот приоткрыть, положение челюстей неизменно.
    Рот закрыт. Упереть сложенный трубочкой язык в передние резцы, приоткрыть рот и высунуть язык. Повторить.

Общие упражнения

Попросить ребенка прикусить зубами носовой платок. Взрослые без излишней силы должен тянуть платок на себя, а ребенокудерживать во рту. Упражнение можно чередовать в другими из гимнастического курса.

Аналогично предыдущему упражнению выполняется следующее, только вместо платка беретка леденец на палочке (чупа-чупс). Смысл упражнения в том, что по мере рассасывания конфетки удерживать его во рту будет все сложнее.

Кроме того обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка.

Обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка

Обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка

Любимым вареньем ребенка по очереди мазать губы, уголки рта, весь рот целиком и просить малыша облизнуть лакомство.

Во время массажа и упражнений ребенку должно быть удобно и комфортно. Не стоит повышать голос, если ему что-то сложно выполнить. Часто дети расстраиваются, когда им что-то не удается. В этом случае родители должны помочь и заинтересовать малыша.

Лечебные упражнения нужно проводить 2-3 раза в день. Однако, если ребенок плохо себя чувствует, у него болит живот или голова, обнаружилась простудазанятия не проводятся.

Развитие моторики

Педиатрами доказано, что в раннем возрасте функции речевого аппарата тесно связаны с моторикой пальцев.

Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики. Известная всем мозаикаеще одно хорошее средство.

Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики

Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики

Ссыпать в миску разноцветные пуговицы или стеклянные шарики, перемешать и попросить ребенка разложить их на столе в кучки по размеру (маленькие, средние, большие) или по цветам. Предметы не должны быть слишком мелкими, поэтому горошины и маленькие бусины не подойдут.

Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины. Особое внимание следует уделять сложным предметам, требующим изготовления многих деталей (домики из бревен, цветы с листиками (ромашка), различные зверята).

Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины

Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины

Взять большую углу и длинную нитку и предложить ребенку нанизать бусины на нить, для детей более младшего возраста можно предложить такой вариантсобрать на шнурок макароны с большим отверстием.

Рассыпать на столе коробок спичек и попросить ребенка сложить из них какой-нибудь рисунок, фигуры или буквы алфавита. Можно проговаривать полученные картинки.

Для выполнения этого упражнения понадобится большое количество мелких предметов, которые нужно поставить в миске перед малышом и попросить его поочередно правой и левой рукой выкладывать вещи на стол.

Заготовить два листка и одинаковым набором опорных точек для идентичных фигур. На одном листке точки соединить и использовать как образец, а на втором попросить ребенка сделать то же самое.

Нарисовать для малыша на листе бумаги различные фигуры и попросить закрасить их различными способами и цветами. Например, кругкрасный, квадратзаштрихованный.

Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек).

Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек)

Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек)

Хороший эффект в развитии моторики дает рисование по готовым трафаретам.

Положить в непрозрачный тканевый мешок различные предметы, предложив ребенку не вытаскивая вещь оттуда, на ощупь опознать предмет из мешка.

Вырезать из картона букву алфавита и разрезав ее на части, попросить ребенка собрать все в изначальное положение и назвать букву. Задание можно усложнить, если из различных цветов картона вырезать несколько букв и перемешать части между собой. Важно не мельчитьбуквы должны быть среднего размера и обязательно печатные.

Гимнастика для пальцев и рук

Выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

  1. Аккуратные растирания ладошки с тыльной и внутренней стороны.
  2. Разминание пальчиков, чередующееся с их поглаживанием.
  3. Нежное массирование каждого пальца по кругу.
  4. Выполнение присказки про «сороку-белобоку».
  5. Воронкообразные движения большого пальца по кругу, а затем вверх и вниз.
  6. Сжимание в кулак всех пальчиков сразу и одновременное распрямление кулака.
  7. Круговые движения кисти с запястном суставе.
  8. Растирание и массаж каждой фаланги всех пальцев, включая межпальцевое пространство.
  9. Соединение идентичных пальцев на ладоняхмизинец правой руки прислонить подушечкой к мизинцу левой и т.д. Упражнение проводить, держа руку на весу.

Видеопальчиковая гимнастика

Геометрия на пальцах

Существует множество фигур, которые можно показать на пальцах. Например, можно попросить показать ребенка домик (или шалаш), лодку, стул, зайчика или козу, очки.

Нарушения функций речевого аппарата, вовремя исправленные в детстве, не оказывают влияния на последующую взрослую жизнь. Но дизартрия сама по себе не излечивается, часто курс лечения требует выдержки и терпения прежде всего от родителей. Очень важно не допустить у ребенка развития комплексов и не дать ему в так называемый язык жестов. Общение в семье и ос сверстниками играет немаловажную роль в преодолении речевых барьеров.

ВидеоКоррекция произношения при дизартрии

Комментарии

Добавить комментарий